Основная цель воспитательной работы в школе – воспитание высоконравственной, образованной, творческой личности, умеющей и желающей проявлять заботу друг о друге, коллективе, с целью улучшения себя, окружающей жизни.
Воспитательная работа
Содержание воспитания обучающихся в МБОУ «ОШ № 17 им. Т.Н. Хренникова» (далее Школа) определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный компонент содержания воспитания обучающихся включает духовно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности образовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части:
- Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
- Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
- Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
- Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
- Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия - развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
- Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
- Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
- Ценностей научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности представлены по модулям. В модуле описаны виды, формы и содержание воспитательной работы в рамках определенного направления деятельности в школе. Каждый из модулей обладает воспитательным потенциалом с особыми условиями, средствами, возможностями воспитания.
Воспитательная работа Школы представлена в рамках основных (инвариантных) модулей:
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
«Основные школьные дела»
• общешкольные праздники, ежегодные творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и др.) мероприятия, связанные с общероссийскими, региональными праздниками, памятными датами, в которых участвуют все классы;
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым событиям в России, мире;
• торжественные мероприятия, связанные с завершением образования, переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение новых социальных статусов в образовательной организации, обществе;
• церемонии награждения (по итогам учебного периода, года) обучающихся и педагогов за участие в жизни образовательной организации;
• вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в разных ролях, помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел.
• классные часы, посвящённые значимым событиям страны, города и региона; посвящённые юбилейным датам, Дням воинской славы России; классные часы, направленные на развитие формирование здорового образа жизни, сплочение ученического коллектива; организационные классные часы по подготовке коллективного творческого дела и др.;
• участия классов в общешкольных делах, мероприятиях
• внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней рождения обучающихся, классные вечера;
• проведение регулярных родительских собраний;
• работа родительского комитета класса;
• проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий.
• включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;
• включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
• применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
• поддержка исследовательской деятельности обучающихся.
Внеурочная деятельность обучающихся реализуется в различных формах (кружки, спортивные секции, студии) и осуществляется через формирование детско-взрослых объединений, вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность с целью самореализации, приобретения социально значимых знаний, а также личностного развития.
• внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности;
• экскурсии, походы выходного дня;
• литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии для изучения историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
• оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу государственной символикой Российской Федерации, субъекта Российской Федерации;
• организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) Государственного флага Российской Федерации;
• подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
• оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации);
• разработку и оформление пространств проведения значимых событий, праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный дизайн);
• разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе образовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
• создание и деятельность в школе, в классах представительных органов родительского сообщества (Совет родителей), участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей родительского сообщества в Управляющем совете школы;
• проведение тематических собраний;
• участие в Дне открытых дверей, на которых родители (законные представители) могут посещать уроки и внеурочные занятия;
• организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках, собраниях на актуальные темы воспитания и образования детей;
• участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях, предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в школе в соответствии с порядком привлечения родителей (законных представителей);
• привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий;
• участие в проведении занятий курсов внеурочной деятельности «Разговоры о важном», в том числе раздела «Семьеведение»; «Россия – мои горизонты».
• организация и деятельность органа ученического самоуправления;
• реализация и развитие деятельности РДДМ «Движение Первых», «Орлята России», ЮНАРМИЯ» «ЮИД», волонтерской деятельности.
• организация Всероссийских недель и акций безопасности; Декад безопасности дорожного движения; социально-психологического тестирования и т.д.;
• проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям;
• вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты, программы профилактической направленности социальных и природных рисков в школе и в социокультурном окружении с педагогами, родителями;
• профилактика правонарушений;
• профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих специальной психолого-педагогической поддержки и сопровождения.
• проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры;
• экскурсии на предприятия;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей;
• совместное с педагогами изучение обучающимися интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий;
• участие в работе всероссийских профориентационных проектах, в том числе реализация профориентационного минимума (6-11 классы) на основном уровне по направлениям: профориентационный урок в рамках Национального проекта «Образование» («Билет в будущее» и др.); онлайн диагностика и групповое консультирование по итогам оценки профильной направленности школьников; информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях общедоступного сегмента Платформы Профориентационного минимума. Подробнее...
Социальным партнером Школы является ЕТЖТ — филиал РГУПС, институт СПО ЕГУ им. И.А. Бунина, кафедра агроинженерии, мехатронных и радиоэлектронных систем ЕГУ им. И.А. Бунина. Традиционной формой взаимодействия является различные лекции, семинары, конкурсы, интеллектуальные марафоны, спортивные мероприятия, участие во Всероссийских онлайн-конкурсах, флешмобах, творческих мероприятиях и сообществах. Совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися, педагогами с организациями-партнёрами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированные на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся осуществляется в рамках выбранных ими курсов, занятий и вовлечение школьников в интересную и полезную деятельность с целью самореализации, приобретения социально значимых знаний, а также личностного развития.
На базе МБОУ «ОШ №17 им. Т.Н. Хренникова» действует и проводит занятия школьный спортивный клуб «Евпатий Коловрат». Занятия спортом содержат в себе огромный положительный воспитательный потенциал. Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, стойко относиться к стрессовым ситуациям. Многолетние систематические тренировочные занятия формируют сильную личность, способность преодолевать свои слабости, умение владеть своими эмоциями.
Одно из направлений РДДМ «Движение Первых», «Орлята России», направлено на развитие социальной активности учащихся начальной школы. уникальный проект, направленный на развитие социальной активности школьников младших классов, которая формирует в ходе участия школьников в значимых мероприятиях, акциях, проектах важные качества личности: любовь к Родине, семье, труду, милосердию.
Отряд юных инспекторов дорожного движения (ЮИД) – объединение учащихся, которое создано с целью совершенствования работы по профилактике дорожно-транспортных правонарушений среди детей и подростков, воспитания у них высокой транспортной культуры, коллективизма, а также оказания содействия в изучении обучающимися правил дорожного движения, безопасного поведения на улицах и дорогах.
Движение «ЮНАРМИЯ» помогает получить ценностную ориентацию, сформировать нравственную позицию, раскрыть духовный потенциал личности. Деятельность Движения направлена на воспитание в юнармейцах доброты, сочувствия, совестливости, честности, верности, достоинства, любови к Родине, культуре. Большое внимание уделяется экологическому сознанию подростков, уважительному отношению к семье.
Участие в добровольческом (волонтёрском) движении даёт детям возможность реализовать себя, воспитывает ответственное отношение к окружающему миру. Для развития добровольчества Минпросвещения России совместно с Росмолодёжью, Роспатриотцентром и Росдетцентром сотрудничает с различными молодёжными общественными организациями, такими как Российское движение школьников, Ассоциация волонтёрских центров и т.д. Вовлечение молодёжи в добровольчество и волонтёрство – одна из ключевых задач федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование». На базе школы действует волонтерский отряд «Добрый друг».
Модуль «Школьный музей» реализуется через содержание музейной комнаты МБОУ «ОШ 17 им. Т.Н. Хренникова».
Музейная комната является одной из форм исторического, краеведческого и патриотического воспитания образовательного учреждения, развивающего самостоятельность учащихся в процессе сбора, обработки, исследования, оформления экспонатов. Музейная комната организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся (воспитанников).
Цель школьной театральной студии «Лукоморье» - создание условий для реализации и развития творческого потенциала младших школьников средствами театрального искусства. Состав группы разновозрастной от обучающихся 1 до 4 классов. Реализуется в рамках внеурочной деятельности театральной студии «Лукоморье».
Отличительная особенность программы «Лукоморье» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы:
- воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской
деятельности,
-накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у обучающихся объединения.