МБОУ "ОШ № 17 им. Т.Н. Хренникова"
г. Елец
  • Информационная безопасность

    Сегодня у каждого ребенка есть гаджеты (телефон, ноутбук, компьютер). Поэтому очень важно помнить, что свободный доступ детей и подростков к информации  может оказывать на них и негативное влияние. Ребенок может стать жертвой киберпреступников, оружием массового поражения в руках идеологов, политологов и рекламщиков, втянут в киберэкстремизм. Дети  могут подвергнуться кибербуллингу, стать зависимыми от интернета.

    В понятие информационной безопасности образовательного учреждения входит система мер, направленная на защиту информационного пространства и персональных данных от случайного или намеренного проникновения с целью хищения каких-либо данных или внесения изменений в конфигурацию системы. 
    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 No 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). 

    Памятки по информационной безопасности для детей

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    • Центр Безопасного Интернета в России Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
    • Линия помощи «Дети онлайн» Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.
    • Электронный курс программы "Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет" Программа представляет собой 72-х часовой курс, состоящий из 6 модулей. Каждый модуль программы дает подробное описание и рекомендации по обеспечению безопасной работы детей с компьютером и Интернетом, а также снабжен обширным списком дополнительной литературы и веб-ссылок. Кроме того, программа содержит объемное приложение, в которое включены диагностические тесты, описания упражнений, а также различные тексты, рекомендованные для использования в процессе ее освоения. Особенностью программы является еще и то, что каждый ее модуль может быть использован как отдельно, так и в комплексе с другими программами повышения квалификации
    • Социальный проект по защите прав детей«Не допусти» Социальный проект по защите детей от похищений, сексуальной эксплуатации и жестокого обращения реализуется с августа 2009 года. Организаторы проекта: Общественная палата РФ, РОЦИТ (Региональная Общественная Организация «Центр Интернет-технологий»), Межрегиональная правозащитная общественная организация «Сопротивление».
    • Центр информационной безопасности Microsoft На сайте корпорпации Майкрософт есть страница «Безопасности семьи» на русском языке. На страницах этого ресурса вы найдете информацию о защите своего компьютера дома от шпионов-программ, о том, как не превратить ваш компьютер в зомби, когда злоумышленники получают контроль над большинством ПК и о безопасной работе в Интернет. Наверное, вам будут интересны сведения о продуктах и службах обеспечения компьютерной безопасности, которые публикует корпорация Майкрософт в России.
    • Советы по защите от лаборатории Касперского. Часто задаваемые вопросы по интернет-безопасности. Раздел сайта лаборатории Касперского «Азбука безопасности» познакомит вас вредителями ваших ПК. Вы здесь найдете ответы на такие вопросы, как: «Что такое шпионские программы?», «Что такое вредоносные программы?», «В чем разница между вирусом и червем?» и многое другое, что поможет вам избежать негативных последствий в работе с информационными ресурсами.
    • Страна Читалия. Безопасный Интернет для школьников «Страна Читалия: безопасный Интернет для школьников». На странице сайта Ставропольской краевой детской библиотеки им. А. Е. Екимцева размещены правила безопасного пользования электронной почтой и Интернетом. Также, вы сможете узнать, как работают антивирусные программы и какой антивирусник лучше выбрать для ваших компьютеров.
    • Сообщество пользователей безопасного Интернета Сообщество пользователей безопасного Интернета «NetPolice» представляет социальный проект, основной целью которого является популяризация безопасного и эффективного доступа в компьютерную сеть Интернет подростков. На страницах этого сайта регулярно публикуется и обновляется информация о программных средствах, методах и способах защиты от негативного контента Сети.
    • Дети России онлайн
    • Лига безопасного Инетренета
    • Персональные данные Дети
    • Единый урок безопасности в Интернете
    • Проект "Сетевечок"

    https://www.gosuslugi.ru/cybersecurity

    Родителям

    Определение термина "информационная безопасность детей" содержится в Федеральном законе N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", регулирующим отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. Согласно данному закону "информационная безопасность детей" - это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

    В силу Федерального закона N 436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:

    • информация, запрещенная для распространения среди детей;
    • информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.

    К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится:

    1. информация, побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в т.ч. причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
    2. способность вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
    3. обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям и животным;
    4. отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;
    5. оправдывающая противоправное поведение;
    6. содержащая нецензурную брань;
    7. содержащая информацию порнографического характера.

    К информации, распространение которой ограничено среди детей определенного возраста, относится:

    1. информация, представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и (или) психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
    2. вызывающая у детей страх, ужас или панику, в т.ч. представляемая в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы и (или) их последствий;
    3. представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
    4. содержащая бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

    С учетом этого Вам предлагаются правила работы в сети Интернет для различных возрастных категорий, соблюдение которых позволит обеспечить информационную безопасность ваших детей.

    Как мошенники обманывают подростков в Интернете?

    Наиболее распространенными выдами мошенничества в сети Интернет в отношении подростков являются:

    1. Использование фишинговых сайтов для оплаты покупок в он-лайн играх. На таких сайтах, имитарующих страницы он-лайн игр, за небольшие деньги предлагается приобрести игровую валюту, персонажей или предметы для получения дополнительного преимущества в игре. После ввода данных банковской карты для оформления желанной покупки подросток может потерять все имеющиеся на ней денежные средства, так как мошенники получают доступ к его банковскому счету.

    2. Размещение объявлений о быстром и легком заработке. Злоумышленники приглашают подростков выполнить простые он-лайн задания за вознаграждение, после чего просят подтвердить, что  они являются реальными людьми. Как правило, для этого требуется оплатить  небольшой взнос. После совершения такой операции мошенники присваивают  денежные средства  себе и перестают выходить на связь, а подросток не получает обещанное  вознаграждение.

    3. Организациция "инвестиционных онлайн-игр". При помощи яркой рекламы в социальных сетях кибермошенники привлекают молодежб к участию в "выгодном инвестиционном проекте", просят внести "регистрационный взнос" и пригласить друзей, чтобы заработать больше. Однако через определенное время сайт "инвестиционного проекта" перестает работать. В итоге подростки теряют не только возможность получить гарантиорованный мошенниками сверхдоход, но и ранее внесенные собственные денежные  средства.

    4. Передача вредоносных программ и вирусов. Злоумышленники под видом фотографии или видео направляют ссылку, содержащую вредоносную программу. Источниками вирусов также могут являться нелицензионные версии загруженных из сети игр и программ. Такие вредоносные программа могут следить за действиями человека в Интернете, в том числе запоминать логины и пароли от социальных сетей, личных кабинетов на сайтах банков и портале государственных услуг. В результате подросток, не осознавая возможных последствий, может потерять доступ к своим аккаунтам, которые будут использоваться мошенниками для хищения его денежных средств и обмана других людей.

    5. Сообщения о "выигрышах" в конкурсах. Подростки получают их с аккаунтов мошенников, которые выдают себя за популярных блогеров, с предложением получить подарок за активные действия в социальных сетях. однако за его доставку, как правило, необходимо заплатить. В результате ребенок не получает обещанный приз и теряет денежные средства.

    6. Мнимая дружба на тематических форумах. Мошенники часто скрываются под маской интересных собеседников на форумах и в группах в соцсетях. Они заводят с подростком виртуальную дружбу на почве общих интересов и втираются в доверие ради будущей выгоды. Когда контакт налаживается, они выдумывают различные предлоги, чтобы получить необходимую им информацию. Например, мошенники просят ребенка прислать фотографии банковских карт или паспортов родителей. Этих данных может оказаться достаточно, чтобы украсть деньги со счета или оформить кредит на чужое имя.

    Чтобы подросток не стал жертвой мошенников, ему необходимо рассказать о следующих правилах кибербезопасности:

    1. Не публиковать в социальных сетях свои персональные данные (ФИО, пароли от личных кабинетов, аккаунтов, ПИН-коды и CVV-коды банковских карт), фотографии паспорта, банковских карт, иных документов.

    2. Не переходить по сомнительным ссылкам, содержащимся в сообщениях и электронных письмах.

    3. Проверять безопасность сайта для оплаты товаров, услуг или перевода денежных средств, степень его защиты (безопасный адрес начинается с букв https://, значок замка в адресной строке).

     4. Остерегаться сообщений о выгодных покупках, беспроигрышных лотереях и других возможностях быстрого заработка.

    5. Не переводить денежные средства, если имеются сомнения в личности получателя.

    6. Относиться критически к просьбам знакомых и друзей в сети Интернет, помнить, что их аккаунты могут быть взломаны. Прежде, чем выполнять все, о чем просит "приятель", лучше перезвонить ему и уточнить, действительно ли нужна помощь. Скорее всего, он не в курсе переписки. Но чем раньше он узнает о случившемся, тем быстрее предупредит остальных, что его аккаунт взломали.

    7. Не сообщать свои персональные данные посторонним, а при возникновении сомнений незамедлительно обращаться к родителям.

    Советы родителям по защите детей от мошенничеств в Интернет:

    - Установите на телефон ребенка или иное устройство антивирусные программа и регулярно обновлять их. Дополнительной мерой обеспечения безопасности может служить функция родительского контроля на телефоне и компьютере. Она будет автоматически блокировать переходы на подозрительные и потенциально опасные сайты.

    - Чтобы обезопасить ребенка, нужно как можно раньше обсудить с ним правила разумного финансового поведения. Если он жить не может без гаджетов, то разобраться в теме финансов ему также помогут специальные мобильные приложения, а для любителей почитать есть подходящие подборки книг про деньги и экономику.

    - Подключите СМС или push-оповещения ко всем банковским картам, так вы сразу заметите подозрительные покупки.

    - Не стоит переводить на карту ребенка крупные суммы. Кроме того, можно ограничить суммы списаний или количество операций по карте в день, чтобы мошенникам не удалось украсть с нее все деньги разом.

    Рекомендации

    Как не дать вовлечь ребенка в противоправную деятельность через социальные сети?

    Обращайте внимание на изменения в поведении: если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в интернете (челленджи), они могут содержать опасные для здоровья и безопасности действия.

    Если вам стало известно, что ваш ребенок получает сообщения от террористов с предложением совершить теракт или стал жертвой угроз, следует немедленно принять меры.

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    В современном мире информация играет ключевую роль в жизни людей. Однако вместе с этим она может представлять опасность дл педагого, которые должны быть особенно осторожны при работе с ней.

    Что такое информационная опасность?

    Информационная опасность - это угроза, которая может возникнуть из-за неправильного использования или злоупотребления информацией. Она может проявляться в различных формах, таких как:

    - Недостоверная информация:

    ложные новости, слухи, дезинформация могут привести к неправильному пониманию ситуации и принятию неверных решений

    - Вредоносный контент:

    материалы содержащие насилие, агрессию, дискриминацию, могут негативно повлиять на психическое состояние  педагогов и их учеников.

    - Кибербуллинг:

    травля и издевательства в интернете могут вызвать стресс и тревогу у педагогов.

    - Фишинг и мошенничество:

    попытки получить личные данные педагогов могут привести к финансовым потерям и другим неприятностям.

    Чтобы избежать информационнной опасности, педагогам необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

    1. Проверять достоверность информации: перед тем как использовать информацию в своей работе, педагоги должны убедиться в её достоверности. Для этого можно использовать надёжные источники, такие как официальные сайты, научные публикации. авторитетные СМИ.

    2. Ограничивать доступ к вредному контенту. Это поможет защитить учеников от негативного влияния такой информации.

    3. Быть осторожными в социальных сетях: Педагоги должны быть осторожны при общении в социальных сетях. Они не должны раскрывать личную информацию, такую как адрес, номер телефона, место работы. Также они должны избегать участия  в конфликтах и обсуждениях, которые могут привести к кибербуллингу.

    4. Использовать антивирусное ПО и брандмауэры: чтобы защитить свои компьютеры от вредоносных программ и атак, педагоги могут установить антивирусное программное обеспечение и настроить брандмауэр.

    5. Соблюдать правила безопасности при использовании интернета: педагоги должны помнить о правилах безопасности при использовании интернет -банкинга, онлайн - покупок и других сервисов. Они должны использовать сложные пароли, двухфакторную аутентификацию и другие меры защиты.

    6. Обращать внимание на подозрительные сообщения и звонки: Если педагоги получают подозрительные сообщения или звонки, они должны немедленно прекратить общение и обратиться за помощью к специалистам.

    7. Проходить обучение по информационной безопасности: педагоги могут пройти курсы или семинары по информационной безопасности.

    Методические и справочные материалы

    В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа

    «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова,Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internet-project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)

    Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс

    «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.

    Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.

    Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf

    Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт.

    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspxhttp://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.

    Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет.

    Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн»

    http://detionline.com/internet-project/competence-research.

    В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся.

    http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2014_g/print.

    При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.

    В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет необходимо:

    • познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
    • рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
    • убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
    • объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
    • убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
    • ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим лю

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • Бесплатная программа повышения квалификации "ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ" для работников образовательных организаций.

      Программа организована во исполнение пункта 63 распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 N 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года» и пунктов 6, 7 и 9 приказа Минцифры России от 22.03.2022 N 226 «О перечне федеральных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции, на 2022 - 2027 годы», реализуемых Минцифры России, Минпросвещения России и АНО «Агентство поддержки государственных инициатив».

      По итогам обучения работники образовательных организаций получат необходимые знания в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, а также ознакомятся с возможностями российских мессенджеров в образовании, что актуально в связи с вступлением в силу с 1 марта 2023 года Федерального закона от 29.12.2022 N 584-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

      Организация обучения вышеуказанных лиц позволит образовательным организациям обеспечить реализацию административных и организационных мер защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, установленные приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 16 июня 2014 г. N 161 "Об утверждении требований к административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию".

      Количество обучающихся программе является показателем статистической отчётности в соответствии с пунктом 2.11.38 распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 671-р «Об утверждении Федерального плана статистических работ», который рассчитывается из количества фактически прошедших обучение по программе в каждом субъекте Российской Федерации и включается в Единую межведомственную информационно-статистическую систему (ЕМИСС).

      Данная программа актуализирована в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2023 N 1105-р "Об утверждении Концепции информационной безопасности детей в Российской Федерации и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 02.12.2015 N 2471-р".

      Ссылка для курсы: https://www.единыйурок.рф/index.php/item/371-osnovy-informatsionnoj-bezopasnosti-detej

    Мероприятия, проекты и программы, направленные на повышение информационной грамотности педагогических работников

    Проекты и конкурсы Фонда развития Интернета

    • 1 конкурс или проект
    • 2 конкурс или проект
    • 3 конкурс или проект

    Международный проект «Название проекта»

    • 1 тезис о проекте
    • 2 тезис о проекте
    • 3 тезис о проекте

    Дополнительные методические материалы

    • 1 материал
    • 2 материал
    • 3 материал

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике